Рамануджа (1017-1137) — индуистский вайшнавский теолог, философ, ачарья и выдающийся проповедник традиции шри-вайшнавизма. Философские идеи Рамануджи оказали значительное влияние на движение бхакти.
Рамануджа родился в семье тамильских брахманов в деревне, располагавшейся на территории современного штата Тамилнад. Он принял в качестве гуру Ядава Пракашу, принадлежавшего к традиции адвайта-веданты, но позднее разошёлся с ним во взглядах и стал последователем учения вайшнавских святых-мистиков альваров — Натхамуни и Ямуначарьи. Рамануджа вошёл в историю как выдающийся проповедник философии вишишта-адвайта. Он выступил автором ряда влиятельных теологических текстов, среди которых выделяются комментарии к «Веданта-сутрам» и «Бхагавадгите».
Философия вишишта-адвайты Рамануджи получила своё дальнейшее развитие в двайте — теистическом дуализме Мадхвы, и наряду с адвайта-ведантой Шанкары выделилась как одна из трёх наиболее влиятельных ведантических философских школ II тысячелетия. Рамануджа утвердил эпистемическое и сотериологическое значение бхакти, или преданности личностному божеству (в случае с Рамануджей — Вишну), как средство духовного освобождения (мокши). Он постулировал наличие множественности и различия между Атманом и Брахманом, в то же время не отрицая множественности индивидуальных душ и их способности осознать своё единство с Брахманом.
Исторический контекст
Рамануджа был воспитан на тамильской культуре, в обществе времён правления индуистской династии Чола. Этот период индийской истории отличался плюрализмом верований: параллельно жили и процветали вайшнавы, шиваиты, смарты, буддисты и джайны. В индуистской монашеской традиции преобладала адвайта-веданта и гуру Рамануджи, Ядава Пракаша, принадлежал именно к этой традиции.
Сампрадая шри-вайшнавов пустила корни в Южной Индии ещё до прихода Рамануджи, в период Ямуначарьи и других альваров до него. Уже тогда философские идеи и гимны бхакти стали неотъемлемой частью южноиндийского религиозного ландшафта. Слава пришла к Раманудже благодаря тому, что он стал первым мыслителем, выступившим с опровержением идей Шанкары, и предложившим альтернативное толкование ведантических текстов.
В ряде агиографий (составленных спустя несколько веков после смерти Рамануджи) утверждается, что он был изгнан правителем Кулоттунгой II и в течение 12 лет проживал на территории соседнего государства. В этот период он чудесным образом излечил дочь местного царя и обратил её отца из джайнизма в вайшнавизм. Однако, достоверных данных, которые бы подтверждали эту легенду, не существует. В добавок к этому, Кулоттунга II пришёл к власти в 1133 году, за четыре года до смерти Рамануджи, который (согласно тем же источникам) умер в 1137 году. По мнению историка Джона Кармана, Рамануджа и его последователи мирно жили и проповедовали в веротерпимом климате империи Чола вплоть до периода её упадка в XII—XIII веках.
Труды
Шри-вайшнавы приписывают Раманудже девять санскритских текстов — «Ведартхасанграха» («Краткое содержание значения Вед»), «Шри-бхашья» (комментарий к «Веданта-сутрам»), «Бхагавадгита-бхашья» (комментарий к «Бхагавадгите»), а также шесть менее объёмных текстов («Ведантапида», «Ведантасара», «Гадьятрая» (сборник из трёх текстов: «Шаранагати-гадьям», «Шриранга-гадьям» и «Вайкунтха-гадьям») и «Нитья-грантхам»). Авторство первых трёх, наиболее объёмных и значимых трудов, не вызывает сомнений. Что касается остальных шести, то некоторые учёные сомневаются в их подлинности.
Философия
Философия Рамануджи, вишишта-адвайта, классифицируется в индуизме как монизм. Это одна из трёх школ веданты, появившаяся после адвайты (абсолютного монизма) Шанкары и до двайты (дуализма) Мадхвы.
Рамануджа принимал авторитет Вед и подвергал критике другие индуистские философские школы (в особенности адвайта-веданту), обвиняя их в том, что они не смогли корректно интерпретировать ведийские тексты. Он доказывал в своей «Шри-бхашье», что пурвапаксин (предыдущие школы) выборочно толковали те упанишады и/или их части, которые поддерживали монистическую интерпретацию, и игнорировали тексты, поддерживавшие плюралистический подход. Рамануджа доказывал, что нет смысла принимать одну часть священного текста, и отвергать другую: весь текст должен быть принят и рассмотрен. Нельзя пытаться толковать отдельные фрагменты священного писания. Вместо этого, весь текст должен рассматриваться и изучаться как единое целое, и исходя из этого должна формулироваться доктрина. Рамануджа утверждал, что в ведийской литературе описывается как тождество, так и различие, как монизм, так и дуализм.
Следовательно, истина включает в себя как плюрализм, так и монизм, или ограниченный монизм. В этом Рамануджа разошёлся со своим оппонентом Шанкарой. Согласно экзегетическому подходу Шанкары, для правильного понимания, все тексты должны быть полностью изучены, после чего их цель устанавливается в результате выявления шести основных характеристик, среди которых: исследование того, что автор называет своей целью, того, что он повторяет в своём толковании, того, что он утверждает в заключительной части, и того, может ли это быть проверено эпистемологически.
Согласно Шанкаре, не все части священного текста имеют одинаковое значение и вес: определённые идеи можно признать основными. Это различие в методах толкования помогло Шанкаре прийти к заключению, что основные упанишады в основном учат монизму (тат твам аси). В то время как Рамануджа пришёл к выводу, что основой индуистской философии был «ограниченный монизм», вишишта-адвайта.
|
Категория: Индуистские праздники
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию: |
|||||||||
На сайте Diurnal.ru Вы можете найти краткую информацию про интересующие вас религиозные, общественные, государственные праздники и памятные даты. Узнать когда будут Ваши именины и как назвать будущего ребёнка. Какой будет гороскоп на завтра и на следующий год. Всё отсортировано по категориям для Вашего удобства.