Праздник Ват Пурнима Врата похож на Ват Савитри Врата. Женатые женщины молятся за благополучие и долгую жизнь своих мужей.
Большинство праздников в лунном календаре Аманты и Пурниманта отмечаются в тот же день. В североиндийских штатах соблюдается календарь Пурниманта, главным образом в штате Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Бихар, Пенджаб и Харьяна. В остальных штатах обычно используется лунный календарь Аманты.
Однако Ват Савитри Врата можно рассматривать как исключение. В календаре Пурниманта Ват Савитри Врата отмечается во время Джайшты Амавасия, который совпадает с Шани Джаянти. В календаре Аманты Ват Савитри Врата, который также называется Ват Пурнима Врата, отмечается во время Джайшты Пурнимы.
Поэтому замужние женщины в Махараштре, Гуджарате и южных штатах Индии отмечают Ват Савитри Врата на 15 дней позже, чем у североиндийских женщин. Однако легенда о Савитри из эпоса «Махабхарата», стоящая за этим праздником, одинакова в обоих календарях.
Царь Ашвапати (Ащвапати) - справедливый и благочестивый правитель - 18 лет провел в аскезе во имя богини Савитри («солнечная», супруга Брахмы). В награду она предложила ему любой дар. Ашвапати был бездетным и попросил потомство. В назначенное время у царя родилась дочь, в честь богини девочку также назвали Савитри.
Шли годы. Савитри выросла в девушку ослепительной красоты, острого ума и чистой души. Никто не осмеливался претендовать на ее руку, слишком Савитри казалась совершенной и недоступной. Тогда Ашвапати, признав, что не сумел найти жениха подстать своей любимой дочери, разрешил Савитри самой выбрать себе мужа за пределами царства.
После долгих поисков, в лесной глуши, где жили отшельники, Савитри встречает принца Сатьявана, сына слепого царя Дьюматсена, лишенного трона коварным соседом. После изгнания из царства семья Сатьявана поселилась в лесу и много лет вела подвижническую жизнь.
Когда Савитри вернулась в отчий дом с вестью о своем выборе, у Ашвапати в гостях был мудрец Нарада. Услышав имя избранника, Нарада поведал о большой ошибке Савитри: все многочисленные достоинства Сатьявана перечеркивались тем, что ровно через год он умрет. Отец предложил дочери выбрать другого супруга, на что Савитри ответила, что сделала свой выбор сердцем и не может его изменить. Савитри и Сатьяван поженились и стали жить в лесном скиту с родителями мужа.
Срок смерти Сатьявана приближался. Трое суток до рокового дня Савитри провела в бдении, молитвах и посте. Утром Сатьяван собрался в лес за дровами, Савитри с болью в сердце последовала за ним. За работой Сатьяван почувствовал себя плохо и прилег под баньяном. День, час, минута, мгновенье смерти в точности совпадали. Появился бог смерти Яма, чтобы забрать душу Сатьявана. Любящая и преданная жена последовала за Ямой в обитель мертвых, умоляя вернуть жизнь мужу. Поднимаясь от земли к небу, Яма пытался уговорить Савитри вернуться домой и принять судьбу мужа как неизбежную, но все его усилия были напрасны.
Мольбы Савитри к Яме были исполнены такой любви, самоотверженности и мудрости, что Яма в награду предложил Савитри любые дары, кроме жизни мужа. Так Савитри вернула зрение свекру, царство семье мужа, обеспечила потомство для своего отца. Наконец, Савитри попросила достойное потомство и для себя. Когда Яма обещал и это, Савитри напомнила ему, что исполнение невозможно без Сатьявана. Яма, сраженный ее непреклонностью следовать за мужем, верой и сообразительностью, вернул жизнь Сатьявану.
Позже подвиг Савитри был пересказан в нескольких Пуранах.
Традиционно легенда трактуется и воспринимается «как есть», то есть как история, которая имела место когда-то, а сейчас является определенным примером, уроком, моралью.
Свами Шивананда в одной из своих лекций раскрывает социально-нравственный аспект легенды: следуя Пативрата Дхарме (поклонение, преданность, верное служение одному мужчине - мужу и наставнику) Савитри меняет судьбу Сатьявана. Здесь делается акцент как на необходимости добродетельной жизни и следования долгу, так и иллюстрируется возможность преодоления рока, когда человек сильной воли и решительности становится хозяином своей судьбы.
Вдохновленный легендой о Савитри индийский мудрец Шри Ауробиндо создал эпическую поэму «Савитри», над которой трудился на протяжении 50 лет. Ауробиндо по-новому представил историю, раскрыв ее символическое значение: вечную борьбу человека и человечества (образ Сатьявана) с духовной смертью и неведением (образ Ямы) с упованием на божественную милость (образ Савитри).
До сегодняшних дней сила Савитри и ее упорство преодолеть все трудности остаются примером для индийских женщин. Накануне Ват Савитри женщины воздерживаются от пищи, утром праздничного дня они совершают водные очистительные процедуры и надевают новую одежду. Женщины приходят к баньяну и обвязывают ствол дерева красной хлопковой нитью, обходя вокруг баньяна по часовой стрелке, замужние - молясь о долгой и здоровой жизни мужей, незамужние - в надежде создать семью и родить детей. Женщины поливают священное дерево, совершают пуджу - предложение фруктов и цветов, обращаясь к баньяну с тем, чтобы их семьи росли, крепли и были в безопасности, подобно тому, как баньян растет вширь, живет многие столетия и дает прибежище всем путникам под раскидистой кроной.
По возвращению домой женщины рисуют баньян на светлой стене, используя пасту из порошка куркумы и сандала, и сидят у рисунка, полные молитвенного благоговения.
Поклонение баньяну в более глобальном смысле символизирует культ Природы.
|
Категория: Индуистские праздники
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию: |
|||||||||
На сайте Diurnal.ru Вы можете найти краткую информацию про интересующие вас религиозные, общественные, государственные праздники и памятные даты. Узнать когда будут Ваши именины и как назвать будущего ребёнка. Какой будет гороскоп на завтра и на следующий год. Всё отсортировано по категориям для Вашего удобства.